Памяти Татьяны Лиозновой. 40 дней со дня смерти режиссера «17 мгновений весны»

424

Татьяна Лиознова многих, в том числе и мужчин, отпугивала своим стальным характером. Ее называли «железной леди кинематогрофа». Может быть поэтому в артистических кругах считалось, что этой женщине неведома любовь. Но, конечно, это было не совсем так. Точнее, совсем не так. Железной леди кинематографа были свойственны и «жизнь, и слезы, и любовь»…

«Летчик заполярного круга»

В 1963 году Татьяна Лиознова с энтузиазмом режиссера-перфекциониста взялась за съемки фильма «Им покоряется небо». Киностудия предоставила ей консультантов: настоящих летчиков-испытателей. Среди бравых военных был и Василий Калашенко — Герой Советского Союза. К тому же, он был бесконечно обаятелен, безупречен в манерах и отважен (профессия обязывает).

— Летчик-испытатель Калашенко был молодым вдовцом, — делится воспоминаниями главред альманаха «Кинопроцесс» Вячеслав Шмыров, который был близко дружен с Татьяной Лиозновой. — У летчика были две маленькие дочки. Они нуждались в материнском участии, заботе, внимании.

Отношения Татьяны и бравого летчика привели к тому, что Лиознова взяла на воспитание дочь летчика, маленькую Люду. На долгие годы она осталась ближайшей опорой Лиозновой и ухаживала за ней после тяжелейшей операции в начале 2000-ых. Но почему весь этот период рядом с Татьяной не было отца Люды, летчика-испытателя?

— Их отношения не сложились из-за своеобразного характера Татьяны Михайловны, — вздыхает Шмыров. — Когда закончилась пора первой влюбленности и начался быт совместной жизни, Татьяна отчетливо осознавала, что все мужчины, как бы, сказать… мелковаты для нее. Она жаждала найти ровню себе, но за всю долгую жизнь, так и не нашла по-настоящему сильного мужчину, гиганта, как и она сама. С летчиком они остались друзьями, а вот Людочка стала ее названной дочерью.

Но даже несмотря на крах отношений, летчик Калашенко остался, пожалуй, главной любовью для Татьяны. Через несколько лет после выхода картины «Им покоряется небо» Лиознова создает очередной шедевр, покоривший сердца зрителей — «Три тополя на Плющихе». Красной нитью в фильме проходит песня Александры Пахмутовой «Нежность», которая посвящена летчикам. Тем, кто не с нами, но по-прежнему любим и ожидаем. Собственно, с нее и начинается картина… И в нем Татьяна Михайловна повествует очень личную трогательную историю — историю запутавшейся в жизни женщины, которая навсегда упускает возможность любить и быть любимой.

«ОСТАП БЕНДЕР»

Про свой роман с Арчилом Гомиашвили, исполнителем роли Остапа Бендера в фильме Гайдая, Лиознова вспоминала смеясь. Амбициозный грузинский актер, прознав, что уже знаменитая к тому времени Лиознова собирается снимать многообещающий фильм «Семнадцать мгновений весны», тут же нацелился на роль… Штирлица. В обаянии и напоре Гомиашвили, конечно, не откажешь, но… Лиознова взяла за правило: никогда не снимать своих друзей и мужчин. В итоге их скоротечный роман очень быстро превратился в фарс.

— Весь день Лиознова посвятила кастингу на роль Штирлица и все никак не могла выбрать достойную кандидатуру соответствующего грандиозного масштаба, — говорит Вячеслав Шмыров. — Вечером вся съемочная группа собиралась ехать в ресторан «Арагви», где всех спонсировал Гомиашвили. Он не жалел денег, преподносил Лиозновой шикарные подарки. И вот Лиознова садится в автобус, к ней тут же подскакивает Юлиан Семенов и шепчет: «Господи, где же нам взять этого Штирлица?» Тут его взгляд опускается на сидящего впереди Гомиашвили: «Да вот же настоящий Штирлиц, Танечка!» Сцена была пошло отрепетирована. Лиознова все поняла и ужасно разозлилась, теперь на перспективах Гомиашвили был поставлен крест — причем не только на перспективах на роль Штирлица. Долгое время они пребывали в состоянии «холодной войны». Думаю, здесь Татьяна Михайловна резала по живому, потому что с Арчилом они потом восстановили отношения. Он ведь ее называл женой в своих последних интервью. Она отмахивалась: «Ну какой он мне муж?» И в то же время резко не отрицала.

«ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА»

В начале 80-х Лиознова готовилась снимать картину про испытание атомной бомбы. Этот фильм контролировался Совмином СССР и лично заместителем Косыгина Владимиром Кириллиным — в то время это был один из влиятельнейших московских чиновников, заведовавший атомной энергетикой. Увидев Лиознову, чиновник потерял голову.

— И пусть Татьяна Михайловна не испытывала страстных чувств к своему воздыхателю, может из-за женского одиночества, может из-за азарта, она окунулась в этот омут с головой, — вспоминает Шмыров. — На тот момент она хотела замужества, хотела пожить в эдаком выставочном браке. Конечно, что-то общее у них было, они читали друг другу стихи, обсуждали искусство, литературу. Но железная леди требовала, чтобы он сначала развелся. И, конечно, он пришел к ней, держа в руках открытый паспорт со штампом о разводе. У ее квартиры стоял и показывал, что там есть отметка о разводе…

— Почему же замужество так и не совершилось?

— Были два обстоятельства, что перечеркнули все планы. Однажды Кириллин вместе с Лиозновой отправились во МХАТ на спектакль «Мы, нижеподписавшиеся». Лиознова тогда вовсю работала над экранизацией этой пьесы. Кириллин ей советовал: «Не пытайся это снимать, тебя посадят». Она тут же высказала ему — трус. А еще одна причина — богатство Кириллина. Увидев его жилье, Татьяна была ошарашена советской номенклатурной роскошью. И снова в ее душе проснулась московская девчонка со спальной окраины. Она четко осознала, что не сможет существовать в этих хоромах. И еще поняла что-то важное -в случае замужества ей самой придется превратиться в винтик партийной номенклатуры. Это уже было выше ее сил…

Роман с Кириллиным был последним в жизни Татьяны Михайловны. В оставшиеся 25 лет жизни она обзаводилась исключительно дружескими отношениями. И, как говорят, никогда особо не переживала из-за отсутствия настоящей семьи.

***
***
***

Виктория Фабишек по материалам прессы
www.yeswoman.ru