«Малыш, хочешь конфетку?..»: как защитить своего ребенка от недобрых намерений

Современный мир бывает жестоким и, подчас, очень опасным. Даже взрослому, состоявшемуся человеку порой нелегко защитить себя. Что уж говорить о детях? Маленький ребенок открыт, наивен, доверчив, общителен. Все люди для него – априори хорошие. Но, к сожалению, так бывает далеко не всегда. Поэтому своего малыша нужно обязательно научить, с большой осторожностью, относиться к незнакомцам.

Как это сделать? Поможет мудрость веков. Слушая народные сказки, где обязательно присутствуют положительные и отрицательные герои, плохие и хорошие поступки, ребенок постепенно постигает простую истину: в жизни есть и добрые, и злые люди, и вот от последних-то и нужно держаться подальше. Необходимо обязательно закрепить эту мысль, обсуждая с ребенком о прочитанным. Стоит отметить, что с подростком нужно действовать по-другому: конечно, сказки ему читать уже поздновато. Чаду переходного возраста вполне можно дать изучить газетные статьи, посвященные криминалу: ребенок должен быть готов к тому, что реальность зачастую бывает очень жестокой. Тем более что у подростков высока склонность к рисковым и бесшабашным поступкам, различного рода авантюрам.

С детьми 2-3 лет ситуация другая – они просто очень открыты миру, не могут и подумать, что кто-то может желать им зла. Улыбка взрослого для них – сигнал к общению, знак, что этому человеку можно доверять. Но, к сожалению, такой критерий слишком ненадежен: далеко не всякий улыбающийся человек является по-настоящему добрым. А сколько известно случаев, когда славный, ласковый дядя обещает дать что-то вкусное или показать нечто интересное… «Только давай отойдем вон туда, за угол, это совсем рядом…» Такое общение с незнакомцами нужно жестко пресекать. Ребенок четко должен знать, что есть свои, а есть чужие. Данное разграничение просто необходимо. Чужой – это тот, кого ребенок не знает, не видел до этого. Любой незнакомый человек для малыша является чужим, а значит, потенциально опасным. Именно профессиональные помощники по хозяйству, такие как домработница, няня, гувернантка и пр. способны гарантировать, что ребенок не останется в опасности.

Кроме того, нужно установить следующее правило: перед тем как начать общаться с чужим человеком, необходимо спросить разрешения у мамы (или папы, или бабушки, или дедушки – у того ближайшего родственника, которого малыш хорошо знает). Важно, чтобы ребенок неукоснительно соблюдал это правило. Пусть оно действует даже в том случае, если это ваш знакомый (а ребенок его еще не знает). Куда-то идти с этим человеком и что-то брать у него (например, подарки) можно только с вашего разрешения. Это нелишняя предосторожность. Пусть в данном случае для правила не существует исключений.

Как проверить, что малыш хорошо усвоил вашу договоренность не общаться с незнакомыми без разрешения? Договоритесь с кем-то из своих приятелей (не известных ребенку): пусть он попробует познакомиться с крохой, пригласить его в гости, дать ему что-то. Если по результату эксперимента вы поймете, что малыш не усвоил правило, снова и снова обсуждайте с ним данную ситуацию, чтобы он смог запомнить, как следует себя вести. Маленький ребенок научится разбираться в людях в прошествии большого количества времени, а до этого момента ему нужно опираться на родительский опыт и знания.

Примерно тогда, когда ваше чадо пойдет в школу (то есть в 6-7 лет), можно начинать вести с ним беседы о различных жизненных ситуациях: обсуждать фильмы и книги, рассказывать о поведении героев и выслушивать его мнение. Это позволит понять, готов ли ребенок к замене жесткого правила «не общайся с чужими» на более мягкое «общайся, но очень аккуратно».

Конечно, в любом случае важно соблюдать меру: не стоит излишне запугивать малыша. Но и научить его разумной осторожности – дело каждого ответственного родителя.